Цитата:
Все это двигалось, вздымалось и блестело, Как будто, вдруг оживлено, Росло и множилось чудовищное тело, Дыханья смутного полно.
Собственно процесс "смутного" зарождения живого из разлагающегося/умирающего независим от "взора художника": здесь уместнее говорить о системе условных "отражений", т.е. аналогий, этого процесса в формах, как связанных, так и не связанных с искусством (см.: художник и сеятель: "Как первый очерк, как пятно, // Где взор художника провидит стан богини..." и соответственно: "Как будто сеятель, подъемля плавно руки, // Над нивой зерна развевал..."). Контраст "смертности" реальной красоты и бессмертия её поэтической "копии" обыгрывается лишь в завершающей части стихотворения - как возвращение к устоявшемуся поэтическому шаблону (т.е. в намеренно условной форме): Цитата:
Скажите же червям, когда начнут, целуя, Вас пожирать во тьме сырой, Что тленной красоты – навеки сберегу я [= поэт] И форму, и бессмертный строй.
|