tech
( )
01/11/2004 18:08:09
Re: Размышления о "Богине..."

С момента выхода фильма не удалось встретить ниодного мало-мальски положительного отзыва.Это настораживало.Честно говоря,вообразить полного фиаско Литвиновой как-то не получалось...
О чем фильм?Повсеместно пишут "фильм о женщине-следователе...".Это не так.
Это фильм о добром,порядочном и совершенно несчастном и одиноком человеке,который (так получилось) работает следователем в милиции.С чем ежедневно сталкиваются следователи?Они сталкиваются с самоубийствами,расчлененкой,похищением детей и другими,не менее чудовищными реалиями другого мира,который всегда существует рядом и регулярно вторгается в наш мир,такой уютный и домашний.Могут ли они ежедневно, не просто формально соприкасаясь с этим миром,а с перевоплощением души и сознания(как Фаина-Р.Литвинова) вообще оставаться нормальными?Это большой вопрос(вспомните,например,яхромскую дурку для физтехов).Кто-то,конечно,может,но точно не все.А тем,котррые могут,это дается непросто.Лекарство известное - водка(иногда шприц).
Фаина находится именно в пограничном состоянии - где-то между этими мирами, и отсюда ее регулярные свидания во сне с покойной матерью,единственным близким и родным ей человеком.У нее уже целый год болит сердце.Она расследует целый год исчезновение маленькой девочки и к ней часто приходит ее отец(В.Сухоруков -
"Брат", "Бедный,бедный Павел"),который сам уже отчаялся,но требует и требует понимания.А у Фаины сердце болит все сильнее и сильнее...Она находит ребенка,которого похители соседи сверху(А.Краско - "Блокпост","Копейка"),прикованного,как собачка,к ванне и кажется,наконец,к ней должно вернуться душевное равновесие.Но,нет.Следует серия несчастий - при задержании на глазах Фаины убивают друг друга похитители ребенка,на ее глазах выбрасывается из окна ее бывший подследствееный и умирает взятая им заложница,которой Фаина пыталась в последнюю минуту как-то помочь.В довершение ее еще и отсраняют от работы.
Теперь ее занимает только одно-как лучше переместиться в потусторонний мир к любимой матери.Она выжата как лимон и здесь ее уже ничего не держит,но понимая,что это перемещение по меньшей мере всерьез и надолго,ей хочется уйти достойно и ,может быть,немножко красиво.Вот тут то ее и находит Профессор (М.Суханов - "Страна глухих"),тоже абсолютно несчастный человек,уже находящийся на пути в потусторонний мир.Это как раз то,что сейчас и нужно Фаине.Такой необходимый сталкер,проводник.Между ними образуется Гармония,а может быть и Любовь(какая-то высшая форма).(Такое объединение двух несчастных контрастирует с объединением Ученого и Писателя в "Сталкере"- там их вынужденно объединяет Зона и Опасность,а здесь высший душевный союз.)И в составе такого союза они доводят до своего логического конца.
Зачем я так подробно?Я пытаюсь показать,что в картине есть очень четкая и внятная режиссерская линия(это вовсе не бред сивой кобылы при луне).Нужно учитывать,что фильм снят как бы глазами Фаины на окружающую дествительность,а она сама находится в пограничном состоянии,вызванном перенапряжением,алкоголем и таким сиротством,что испытывает зависть к сестерской любви двух жирных гобленов-официанток в местном шалмане.Отсюда и соответствующие интерьеры ,и преобладающие черно-белые тона ,и странные диалоги.Если учитывать это душевное состояние героини,то многое должно уложиться и выстроиться,хотя ,конечно,все равно посмотреть как "Веселые ребята" это кино не удастся,оно требует определенного внутреннего напряжения.
А дальше остается последний вопрос- насколько это все трогает и эмоционально действует на зрителя?Судя по реакциям зрителя это все сильно раздражает.И это печально...Но что делать?Думаю,такое кино вообще не стоило пытаться рекламировать и выпускать в массовый тираж.Это большая ошибка(похоже вызванная неблагополучной финансовой ситуацией).Интересующиеся все равно бы нашли и посмотрели,и оценили.А теперь,на фоне волны критики,многие могут просто не посмотреть.А смотреть такое кино нужно обязательно,независимо от последующих выводов,потому,что это настоящее кино с настоящими большими артистами.